Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elib.minda.by/handle/123456789/329
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorСлесарев, Александр Валерьевич-
dc.date.accessioned2020-06-21T22:49:09Z-
dc.date.available2020-06-21T22:49:09Z-
dc.date.issued2015-
dc.identifier.citationТруды Минской духовной академии. - 2015. - № 12. - С. 187-202.ru_RU
dc.identifier.issn1997-3020-
dc.identifier.urihttp://elib.minda.by/handle/123456789/329-
dc.description.abstractНа протяжении многих десятилетий Гомельская область БССР являлась достаточно крупным очагом «правой» церковной оппозиции. К концу 1930-х гг. антисоветское церковное сопротивление на территории Гомельской области было практически полностью подавлено. В условиях немецкой оккупации священнослужители и православные церковные общины, отказывавшие в признании Московской Патриархии, получили возможность вернуться к легальному существованию. Принимая в пользование храмовые здания и восстанавливая в них полноценную приходскую жизнь, они расширяли влияние движения «непоминающих» в регионе. Пополнение оппозиционного клира происходило за счет рукоположения избранных общинами кандидатов иерархами Украинской Автономной Православной Церкви, а также благодаря выходу священнослужителя из подчинения Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). После освобождения территории Гомельской области от немецкой оккупации «непоминающие» общины на протяжении нескольких лет не преследовались и продолжали свободно совершать богослужения в храмах, переданных им оккупационной властью. Ужесточение советской религиозной политики, наметившееся к 1948 г., привело к изъятию у «непоминающих» общин всех храмовых зданий. Наблюдавшееся в кон. 1940-х гг. усиление давления на противников Московской Патриархии вынудило их перейти на нелегальное положение и организовывать общинно-богослужебную жизнь на конспиративных началах. Существование в условиях подполья способствовало формированию специфической «катакомбной» субкультуры, отличавшей «непоминающих» от основной массы православного верующего населения. В основании мировосприятия большинства православных оппозиционеров лежало религиозно мотивированное неприятие советского строя. Последнее обстоятельство побуждало «непоминающих» дистанцироваться от политически лояльных священнослужителей Русской Православной Церкви и при отсутствии собственных клириков приступать к совершению богослужений мирским чином. Широкое распространение апокалиптических чаяний среди противников Московской Патриархии побуждало многих из них принимать тайное монашество. К кон. 1940-х гг. это привело к появлению на Гомельщине целого ряда нелегальных монашеских общин, становившихся духовными и богослужебными центрами церковной оппозиции. Не утрачивая церковного и канонического сознания, при стечении благоприятных обстоятельств «непоминающие» возвращались к традиционным формам организации церковно-приходской жизни, что лишает оснований все обвинения их в сектантстве.ru_RU
dc.language.isoruru_RU
dc.publisherМинская духовная академияru_RU
dc.subjectЦерковная историяru_RU
dc.subjectИстория Белорусской Православной Церквиru_RU
dc.subjectГомельская православная епархияru_RU
dc.subjectИосифлянствоru_RU
dc.subjectКатакомбное движениеru_RU
dc.subjectЦерковное подпольеru_RU
dc.title«Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941–1950)ru_RU
dc.typeArticleru_RU
Располагается в коллекциях:Труды Минской духовной академии №12

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
_Trudy_12_187-202.pdf476.28 kBAdobe PDFМиниатюра
Просмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.